Новости,  Статьи

Картина Репина «Воскрешение дочери Иаира» на выставке в Русском музеи «к 175 летию со дня рождения И. Е. Репина»

Сюжет для этой картины взят из рассказов Апостолов Иисуса о воскрешении дочери Иаира. Иаир был главным в синагоге, у него заболела дочь, и он пришел к Иисусу с просьбой её исцелить. Двенадцатилетняя девочка находилась при смерти, у нее было сильное кровотечение, которое не могли остановить. Пока отец девочки и Иисус шли в дом к девочке им сообщили, что уже поздно и девочка умерла. Но Иисус сказал Иаиру, чтобы он не отчаивался, они пошли в дом. Иисус вошел в дом со своими апостолами Петром, Иаковом и Иоанном, остальных попросил выйти. Он приложил свои руки к девочке и сказал, чтобы она вставала, и девочка ожила и встала. Иисус попросил её накормить и не рассказывать об этой истории. Но слухи о чудесном исцелении девочки стали распространяться.

На выставке в Русском музее представлена не только окончательная версия картины, а и многочисленные эскизы к ней. Мы можем увидеть работу, которую проделал Репин на пути к поиску композиционного и изобразительного решения картины.

На первоначальном эскизе к картине, выполненном графитным карандашом, мы видим: что девочка изображена уже привставшей на кровати, она уже ожила, в то время как на окончательной версии картины она еще не очнулась. Также отличается композиция всей картины на первоначальном эскизе Иисус и девочка изображены в правой стороне, а на окончательной картине в левой. На эскизе также изображены три апостола Иисуса и родители девочки, которые находятся в шоке от происходящего. В эскизе более ярко написаны эмоции родителей, чем на окончательной картине. Мать тянется к ожившей дочери, а отец раскрыл от удивления рот. Эскиз проработан до мельчайших деталей.

Драпировки 1871 (ГРМ) графитный карандаш
Мужская фигура в драпировке 1871 (ГРМ) графитный карандаш

Так же на выставке мы видим более детальные эскизы драпировок ткани на фигуре Иисуса и на кровати девочки. Они написаны подобно стилю Леонардо да Винчи, очень детально и реалистично, прописана каждая складка, как она лежит на фигуре Иисуса. На первоначальном эскизе драпировка более объемная, чем на дальнейшем эскизе фигуры Иисуса.

Лежащая девушка конец 1870-1871 (ГРМ) графитный карандаш

На выставке присутствует эскиз изображения самой девочки, моделью для этого эскиза послужила будущая жена Репина Вера Алексеевна Шевцова.

Женские руки. Конец 1870-1871 (ГРМ) графитный карандаш

Особое внимание уделяется рукам матери девочки. Одной рукой она обнимает себя, а другую тянет ко рту. Изображение ее рук выделено в отдельный эскиз.

Воскрешение дочери Иаира. Эскиз. 1871 (ГТГ) холст, масло

Так же на выставке есть более поздний эскиз окончательной картины, на нем уже вся композиция представлена как на окончательной версии картины. Иисус и девочка находятся в левой стороне, фигуры и лица не особо прописаны. Фигуры родителей и апостолов и вовсе не прописаны. Здесь важна сама композиция и общий колорит к будущей картине.

На окончательной версии картины мы видим Иисуса спокойного, взявшего руку девочки в свою. Родители стоят поодаль с правой стороны, мать и отец находятся в скорби по девочке, но по лицу отца видно, что у него осталась последняя надежда на исцеление девочки. Поодаль на заднем плане изображены три апостола Иисуса. Иисус одет в светло-синею ткань – символ небес. Общий колорит картины выдержан в спокойных тонах. Основной акцент сделан на Иисусе и девочке, эта часть картины более светлая, чем изображение родителей и апостолов, они находятся как бы в тени.

Картина написана под впечатлением от личной трагедии художника, ранее у него умерла сестра, он словно писал своих родителей оплакивающих её. Согласно некоторым источникам Репин писал картину под музыку Бетховена «Лунную сонату». За эту картину Репина наградили орденом и отправили в пенсионерскую поездку за границу.

Видео прогулка по выставке Репина в Русском музее

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x